В данной статье представлен обзор ESG – политики компаний в области окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления. Рассматривается понятие ESG, значимость данной экосистемы, а также её связь с корпоративной социальной ответственностью (CSR) и долгосрочным устойчивым развитием. Кроме того, в статье проводится краткий анализ нормативного регулирования, влияющего на ESG, основных участников, международных ESG- рейтингов (также известные как оценки ESG), описание рейтинговых агентств, а также базы для отчетности по ESG.
Введение
В сегодняшнем быстро меняющемся мире бизнес сталкивается не только с финансовыми вызовами, но и с растущим вниманием заинтересованных сторон, которые требуют от компаний более ответственной и устойчивой деятельности. Расширенное понимание окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления (ESG) становится определяющим элементом современного делового мира. Компании, которые уделяют приоритет ESG-вопросам, могут не только лучше справляться с рисками и адаптироваться к изменениям на рынке, но также видят возможности создания долгосрочной стоимости.
ESG охватывает широкий спектр вопросов, от сокращения углеродного следа и повышения социального равноправия до улучшения корпоративного управления. Эта политика отражает подход компании к вопросам охраны окружающей среды, её влияния на общество и к прозрачности своей деятельности и этичным бизнес-практикам. Внедрение ESG-компонентов в бизнес-стратегию компании не только благоприятно сказывается на людях и природе, но и становится ключевым фактором её долгосрочного успеха и конкурентоспособности.
В данной статье мы углубимся в значимость ESG и рассмотрим причины, по которым эта экосистема привлекает всё большее внимание со стороны инвесторов, потребителей, сотрудников и регуляторов. Мы рассмотрим, каким образом политика в области ESG может улучшить репутацию компании, привлечь и удержать высококвалифицированный персонал, способствовать инновациям и в конечном итоге обеспечить устойчивый рост компании. Кроме того, мы проанализируем потенциальные вызовы и возможности, с которыми компании могут столкнуться, осваивая пространство ESG.
В мире, продолжающем бороться с актуальными глобальными проблемами, такими как изменение климата, социальное неравенство и корпоративная ответственность, понимание и принятие важности ESG становятся неотъемлемыми факторами деятельности компаний.
Определение ESG
ESG – сокращение от окружающей среды (environmental), социальной ответственности (social) и корпоративного управления (governance), представляет собой комплексную систему оценки практик устойчивого развития компании и её воздействия на заинтересованные стороны. Концепция ESG впервые получила широкое признание на конференции “Who Cares Wins” в 2005 году, на которой финансисты выступили за интеграцию ESG-факторов в анализ инвестиционной деятельности и процессы принятия решений. С тех пор ESG стал признанным и влиятельным подходом, ориентирующим бизнес на ответственные практики и создание условий для своего долгосрочного устойчивого развития.
ESG является общим термином для широкого спектра экологических, социальных и корпоративных факторов. Среди них:
1. Экологические факторы:
Экологическая составляющая ESG оценивает воздействие компании на природную среду и стимулирует применение устойчивых практик. В нее входят такие вопросы, как выбросы парниковых газов, сохранение природных ресурсов, управление отходами, использование воды, ликвидация лесных массивов, сохранение биоразнообразия и контроль загрязнения. Решая эти факторы, компании стремятся минимизировать свой экологический след и вносить позитивный вклад в окружающую среду.
2. Социальные факторы:
В рамках социальной составляющей ESG компании фокусируются на взаимодействии с сотрудниками, клиентами, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами. Сюда включаются вопросы прав человека, трудовых практик, разнообразия и инклюзивности на рабочем месте, стандартов по охране здоровья и безопасности, отношений с клиентами и управление цепочкой поставок. Приоритет социальным факторам помогает компаниям построить крепкие отношения со всеми заинтересованными лицами, способствовать справедливости и оказывать положительное влияние на общество.
3. Корпоративные факторы:
Корпоративная составляющая ESG фокусируется на внутреннем корпоративном управлении и структуре, которые регулируют процессы принятия решений в компании. Сюда входят такие элементы, как состав правления, вознаграждение руководства, права акционеров, управление рисками, этическое поведение и прозрачность деятельности. Эффективное корпоративное управление обеспечивает ответственность, порядочность и учёт интересов заинтересованных лиц, позволяя компаниям поддерживать доверие и работать этично.
В целом, ESG не имеет универсально принятого стандартного определения. ESG-факторы, значимые для определенной организации, могут отличаться от важных для другой компании факторов, завися от применимой отрасли и страны, в которой организация осуществляет свою операционную деятельность. Кроме того, конкретные ESG-факторы становятся более или менее актуальными в разные периоды времени. Например, экологические вопросы, такие как изменение климата, считаются важными аспектами ESG. Однако в 2020 году из-за пандемии COVID-19 и социальных потрясений на расовой почве в США компании и заинтересованные лица уделяли большее внимание социальной составляющей ESG. Для защиты своих сотрудников компании в кратчайшие сроки внедрили меры по охране здоровья и безопасности, такие как удаленная работа и расширенное медицинское страхование.
В чем состоит различие между ESG, CSR и устойчивым развитием?
ESG, CSR и устойчивое развитие – термины, будучи в обиходе часто взаимозаменяемыми, имеют разные значения. Понимание их различий должно помочь бизнесу эффективно ориентироваться в области ответственных и устойчивых практик.
1. ESG (Окружающая среда, социальная ответственность и корпоративное управление):
ESG представляет собой комплексную систему оценки деятельности компании в сфере охраны окружающей среды, социальной сфере и корпоративного управления. Это направление включает такие аспекты, как выбросы парниковых газов, управление отходами, защиту сотрудников, лучшие трудовые практики, оценку и состав органов управления компании, вознаграждение руководства, этику и прозрачность деятельности. ESG ориентируется на оценку и интеграцию этих критериев при анализе инвестиций и принятии решений. Эта экосистема находит все большее признание в финансовом секторе, так как инвесторы уверены в росте общей эффективности своих инвестиций при условии учёта компании ESG-факторов.
2. CSR (Корпоративная социальная ответственность):
CSR предшествовала появлению ESG и включает в себя усилия компании быть ответственным «корпоративным гражданином». Это направление относится к добровольным мерам, принимаемым на себя компаниями для внесения позитивного вклада в развитие общества и окружающую среду, учитывая интересы всех заинтересованных лиц. Инициативы в области CSR могут включать филантропию, программы финансирования разных социальных инициатив, усилия по сохранению окружающей среды, этические практики в цепочке поставок, волонтерские программы для сотрудников и многое другое. CSR часто выходит за рамки законодательных требований и представляет собой собственные обязательства компании в социальной и экологической сферах.
3. Устойчивое развитие:
Устойчивое развитие — это более широкая концепция, которая охватывает и ESG, и CSR, а также учитывает долгосрочную устойчивость. Оно направлено на удовлетворение потребностей нынешнего поколения, но учитывает возможности будущих поколений. Устойчивое развитие учитывает экономические, социальные и экологические аспекты, стремясь обеспечить баланс между тремя основными составляющими: людьми, планетой и прибылью. В данном направлении внимание акцентируется на создании долгосрочных ценностей, созданию условий для положительных изменений в обществе и ответственном использовании ресурсов. Таким образом, устойчивое развитие объединяет как ESG-факторы, так и инициативы в области CSR для обеспечения устойчивости окружающей среды, общества и экономики в долгосрочной перспективе.
Основные отличия:
- Предмет: ESG оценивает конкретные факторы, связанные с окружающей средой, социальным взаимодействием и корпоративным управлением. CSR фокусируется на добровольных действиях и инициативах, которые часто превышают законодательные требования. Устойчивое развитие включает как ESG-факторы, так и программы CSR, основываясь на долгосрочном развитии и балансе интересов между людьми, планетой и прибылью.
- Фокус на интересах заинтересованных лиц: ESG принимает во внимание интересы инвесторов и финансовых рынков с целью оценить деятельность компании по отношению к факторам устойчивости, которые могут повлиять на финансовую прибыль. CSR обычно фокусируется на интересах более широкого круга заинтересованных лиц, включая сотрудников, клиентов, местное сообщество и окружающую среду. Устойчивое развитие учитывает интересы различных заинтересованных сторон, включая настоящие и будущие поколения.
- Интеграция подхода: ESG стремится интегрировать факторы окружающей среды, социальные и корпоративные вопросы в процессы принятия инвестиционных решений. CSR предполагает внедрение конкретных программ и практик, соответствующих ответственному поведению бизнеса. Устойчивое развитие интегрирует ESG-факторы и инициативы CSR в комплексный подход, способствующий созданию условий для долгосрочного устойчивого развития.
Почему ESG-политика важна для компаний?
Следование ESG-принципам находит постепенное признание в корпоративной среде и становится тенденцией с учетом желания компаний создать основу для своего долгосрочного устойчивого развития. Ниже перечислены ключевые причины развития ESG на уровне компаний:
1. Риск-менеджмент и устойчивость:
Учет ESG-факторов в корпоративной стратегии позволяет компаниям лучше выявлять и управлять рисками. Рассматривая экологические и социальные факторы, бизнес может предвидеть потенциальные изменения в законодательстве, смягчать уязвимости операционной деятельности и защищаться от репутационного ущерба. Улучшение корпоративного управления способствует прозрачности, снижает риски мошенничества и способствует этическому поведению. Активное управление рисками позволяет компаниям повысить устойчивость и обеспечить долгосрочную жизнеспособность в условиях все более сложной геополитической ситуации в мире.
2. Финансовые результаты и создание стоимости:
Компании, ориентированные на ESG, часто превосходят своих конкурентов с точки зрения финансовых показателей и перспектив долгосрочного развития. Исследования показывают, что внедрение устойчивых практик может положительно сказаться на финансовых показателях, привлечь инвесторов и улучшить доступ к внешнему капиталу. Выстраивание бизнес-моделей с учетом ESG-факторов открывает различные возможности, включая экономию ресурсов за счёт повышения их эффективности, улучшение репутации бренда и увеличение рыночной доли компании на рынке. Иными словами, связывая финансовые достижения с экологической и социальной ответственностью, компании могут создавать долгосрочную стоимость и обеспечивать устойчивый рост.
3. Взаимодействие с заинтересованными сторонами и доверие:
Учет ESG-факторов является важным для эффективного взаимодействия с заинтересованными лицами. Клиенты, сотрудники, инвесторы и общество в целом все больше ценят устойчивость и ответственные практики. Демонстрация приверженности принципам ESG создает и увеличивает доверие к компании, улучшает репутацию бренда и способствует укреплению отношений с заинтересованными сторонами. Компании, ориентированные на ESG, привлекают и удерживают талантливых специалистов, так как сотрудники предпочитают организации, соответствующие их жизненным ценностям. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в вопросах ESG может предоставить ценные знания, способствовать инновациям и обеспечить соответствие компании меняющимся ожиданиям.
4. Соблюдение регуляторных требований и гарантия будущего успеха:
Поскольку государство и регулирующие органы всего мира принимают меры для решения проблем долгосрочного развития, компании, принимающие ESG-принципы, лучше готовы адаптироваться к изменяющейся среде. Предварительный учет экологических и социальных обязательств позволяет бизнесу опережать возможные требования регулирующих органов, предугадывать новеллы в нормативной сфере и минимизировать риски, связанные с потенциальным нарушением законодательства. Кроме того, учет ESG-принципов позволяет компаниям адаптироваться к изменениям на рынке, реагировать на предпочтения потребителей и оставаться конкурентоспособными в условиях все большего внимания к устойчивости в бизнес-среде.
5. Репутация:
Компании, уделяющие повышенное внимание ESG, завоёвывают положительную репутацию и получают “социальную лицензию” для своей деятельности. Ответственные практики и прозрачная отчетность создают доверие среди заинтересованных сторон и широкой общественности. Непоследовательность в выполнении принципов ESG может привести к ущербу репутации, потере клиентов и снижению стоимости акций. Демонстрируя приверженность принципам ESG, компании не только выступают как ответственные «корпоративные граждане», но и повышают свою конкурентоспособность и долгосрочную устойчивость.
В целом, ESG стал определенным стратегическим императивом для компаний, которые стремятся к устойчивому развитию. Путем внедрения экологических, социальных и управленческих аспектов в свою операционную деятельность и процесс принятия решений, бизнес может эффективно управлять рисками, повышать производительность, взаимодействовать с заинтересованными сторонами, обеспечивать соблюдение требований регулирующих органов и завоёвывать положительную репутацию. ESG важно не только для решения насущных проблем мира: это возможность для компаний создавать прочную основу для повышения собственной оценки, способствовать формированию лучшего будущего и вносить свой вклад в благополучие как окружающего мира, так и общего благосостояния.
Регулирование в сфере ESG
ESG-факторы привлекли большое внимание в мире, что привело к принятию соответствующего нормативного регулирования для решения проблем долгосрочного развития и устойчивости. Несмотря на разнообразие ESG-регулирования в разных странах, данная статья фокусируется на обзоре ESG-регулирования в США и России.
Обзор регулирования в США
ESG-регулирование описывать также непросто, как и саму терминологию в сфере ESG. В Соединенных Штатах ESG-регулирование осуществляется в основном совокупностью норм на федеральном уровне, уровне штатов, а также отраслевых инициатив. Унифицированного кодифицированного национального законодательства в этой области в США на текущий момент не существует. На федеральном уровне установлен ряд требований к публичным компаниям по раскрытию связанной с ESG информации. Есть также несколько федеральных законов в областях, связанных с ESG, такие как взяточничество и борьба с коррупцией, запрет принудительного труда, зеленый маркетинг и охрана окружающей среды. Регулирование ESG и связанных с этой сферой областей на уровне штатов включает соблюдение федеральных требований относительно раскрытия конфликта интересов при добыче полезных ископаемых, предоставление отчетов о поставках, инвестициям государственных пенсионных фондов и диверсификации управления на уровне советов директоров. Кроме того, такие крупные американские фондовые биржи, как Nasdaq и Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), имеют обязательные к применению стандарты корпоративного управления для компаний, включенных в свой список, и обе поощряют, хотя и не требуют, раскрытие информации в сфере ESG.
В данной статье представлен краткий обзор ESG-регулирования. Например, правовые акты, касающиеся охраны окружающей среды, федеральное регулирование в области охраны здоровья работников, регулирование трудовой дискриминации и положения против работорговли связаны с ESG, но не являются предметом рассмотрения данной статьи.
Федеральное регулирование
На сегодняшний день в США нет унифицированного законодательства, предписывающего для компаний единообразную структуру отчетности в сфере ESG. Тем не менее, раскрытие связанной с ESG информации стало обязательным в силу ряда законов и постановлений регулирующих органов.
Например, Закон Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите прав потребителей от 2010 года внес существенные изменения в финансовое регулирование в Соединенных Штатах. Хотя закон в первую очередь направлен на устранение последствий финансового кризиса 2008 года, он также включает положения, касающиеся различных факторов ESG. Закон Додда-Франка ввел требования для большей прозрачности практики вознаграждения руководителей. Они включают в себя раскрытие информации о коэффициентах вознаграждения генерального директора и руководителей по отношению к рядовым работникам, политику возврата ранее выплаченных сумм премий и независимость комитетов советов директоров по компенсациям. Эти меры направлены на укрепление практики управления, снижение чрезмерного вознаграждения руководителей и расширение прав акционеров. Кроме того, Закон Додда-Франка наделил Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) полномочиями применять правила представительства через доверенных лиц, что позволило акционерам иметь большее право голоса при участии в голосовании на собраниях акционеров. Эти меры отражают растущее признание важности ответственного корпоративного поведения, надлежащей практики управления и взаимодействия с акционерами в рамках более широкой концепции ESG.
Кроме того, SEC все чаще делает ESG приоритетом регулирования и демонстрирует повышенное внимание к вопросам ESG, признавая их важность для инвестиционного ландшафта. Одним из примеров данного подхода является создание Целевой группы по устойчивому финансированию в рамках Отдела правоприменения, занимающейся выявлением и устранением потенциальных нарушений законодательства о ценных бумагах, связанного с вопросами ESG. Кроме того, SEC предприняла усилия по улучшению раскрытия связанной с ESG информации, например, рассмотрела вопрос о принятии стандартизированной отчетности ESG. Эти инициативы соответствуют целям SEC по предоставлению информации инвесторам для принятия обоснованных инвестиционных решений. Растущее внимание SEC к ESG подчеркивает растущее признание важности учёта вопросов долгосрочного устойчивого развития в нормативно-правовую базу для обеспечения прозрачности рынка и продвижения методов ответственного инвестирования.
Также в марте 2022 года SEC предложила изменения и дополнения для улучшения и стандартизации раскрытия информации в отношении управления рисками в сфере кибербезопасности, стратегии, управления и отчетности об инцидентах.
Структура раскрытия информации для публичных компаний основывается, как правило, на критерии существенности, а унифицированных правил раскрытия информации в сфере ESG не существует.
Регулирование на уровне штатов
Единого подхода к регулированию ESG-факторов на уровне штатов не существует. Некоторые штаты внедряют ESG, в то время как другие ограничивают использование ESG-принципов при инвестировании в государственные фонды штатов.
Калифорния и Иллинойс требуют от своих пенсионных фондов продвижения связанной с ESG повестки. Например, Калифорния, через систему государственного пенсионного обеспечения (CalPERS) и систему пенсионного обеспечения государственных учителей (CalSTRS), установила конкретные требования к ESG-инвестированию.
Иллинойс, в соответствии с Законом о устойчивых инвестициях, требует, чтобы все агентства, управляющие государственными фондами, разрабатывали, публиковали и внедряли политики устойчивых инвестиций (2019 Ill. Legis. Serv. P.A. 101–473 (H.B. 2460)). В 2021 году штат Мэн принял закон, требующий, чтобы его пенсионный фонд вывел до 2026 года свои инвестиции из компаний, занятых добычей угля, нефти и газа. Другие штаты, такие как Массачусетс, Миннесота, Нью-Джерси, Нью-Йорк и Вермонт, внесли предложения о законодательстве, направленном на ограничение или запрет инвестирования государственных фондов в топливно-энергетический сектор.
Многие штаты выступают против использования ESG-факторов и выдвигают обвинения в адрес крупных финансовых учреждений, управляющих пенсионными фондами. К примеру, генеральные прокуроры Алабамы, Аризоны, Арканзаса, Джорджии, Айдахо, Индианы, Канзаса, Кентукки, Луизианы, Миссисипи, Миссури, Монтаны, Небраски, Огайо, Оклахомы, Южной Каролины, Техаса, Юты и Западной Вирджинии направили письмо генеральному директору BlackRock, заявляя, что цели этого фонда по декарбонизации могут нарушать Антимонопольный закон Шермана и уставновленные на уровне штатов нормы в сфере фидуциарных обязательств перед клиентами (см. Письмо генеральных прокуроров Лоуренсу Финку, 4 августа 2022 г.).
Состав совета директоров
В 2018 году Калифорния стала первым штатом, установившим обязательную гендерную квоту для советов директоров. Закон требовал, чтобы любая публичная компания с главным исполнительным офисом в Калифорнии имела минимум двух женщин-директоров, если в компании было пять директоров, или трех женщин-директоров, если в ней было шесть или более директоров. Нарушающие данное требование компании столкнулись со штрафами государственного секретаря Калифорнии. Однако в мае 2022 года Верховный суд округа Лос-Анджелес отменил закон штата Калифорния о гендерном разнообразии, постановив, что это требование нарушает положение о равноправии Конституции штата. Решение было обжаловано госсекретарем Калифорнии, окончательного решения не принято.
Несколько других штатов, в том числе Нью-Йорк, Иллинойс и Мэриленд, приняли законы, требующие от компаний, ведущих бизнес в пределах их границ, сообщать штату информацию о диверсификации своего совета директоров.
В сентябре 2020 года Калифорния расширила требования по диверсификации советов директоров с помощью нового закона (AB 979). Этот закон обязал компании включать по крайней мере одного директора из «слабо представленного сообщества» к концу 2021 года. К концу 2022 года компаниям необходимо было иметь двух или трех директоров, в зависимости от размера совета директоров, из числа людей, относящих себя к такой категории граждан. Для примера, данная категория включила в себя людей, идентифицирующих себя в качестве чернокожего, афроамериканца, латиноамериканца, азиата, жителя островов Тихого океана, коренного американца, коренного жителя Гавайев или коренного жителя Аляски. Однако в апреле 2022 года Верховный суд округа Лос-Анджелес постановил, что закон Калифорнии о разнообразии советов директоров 2020 года (AB 979) также нарушает положение Конституции штата о равной защите. Государственный секретарь Калифорнии обжаловал это решение, окончательного решения не принято.
Стоит отметить, что ни один другой штат США в настоящее время не принял требования совета по расовому или этническому разнообразию.
Требования на уровне фондовой биржи
Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и Nasdaq установили стандарты корпоративного управления, которым должны следовать зарегистрированные на бирже компании. Несоблюдение этих стандартов может привести к делистингу ценных бумаг компании. Эти стандарты охватывают различные области, включая состав и структуру совета директоров, обязательное наличие определенных комитетов совета директоров, кодексы этики и поведения, а также обстоятельства, при которых требуется одобрение акционеров для выпуска ценных бумаг.
Nasdaq предприняла дополнительные шаги, потребовав от компаний с листингом на данной бирже раскрывать сводные данные о диверсификации советов директоров. Кроме того, компании должны раскрывать информацию о том, есть ли в их совете директоров не менее двух соответствующих критериям «диверсификации» директоров, или предоставлять объяснение, если они не соответствуют этому требованию. NYSE ещё не установила аналогичные требования в отношении раскрытия «разнообразия» членов совета директоров.
Признавая растущую важность соображений ESG, как Nasdaq, так и NYSE активно поощряют раскрытие компаниями, зарегистрированными на бирже, информации, связанной с ESG. Они предоставляют рекомендации и ресурсы, чтобы помочь компаниям с отчетностостью по ESG. Nasdaq’s ESG Reporting Guide 2.0 предлагает исчерпывающие рекомендации по практике отчетности ESG, а NYSE опубликовала Best Practices for Sustainability Reporting. В дополнение к рекомендациям обе биржи поддерживают на своих веб-сайтах специальные ресурсные центры ESG, предлагая дополнительную поддержку компаниям, зарегистрированным на бирже, в решении сложных вопросов отчетности и раскрытия ESG.
Одобряя раскрытие информации, связанной с ESG, и предоставляя ресурсы для отчетности в области устойчивого развития, Nasdaq и NYSE стремятся повысить прозрачность и улучшить понимание инвесторами эффективности и обязательств компаний в области ESG. Эти инициативы согласуются с растущим признанием важности факторов ESG при принятии инвестиционных решений и подчеркивают приверженность бирж внедрению устойчивых методов ведения бизнеса в публичных компаниях, имеющих листинг на данных биржах.
Обе биржи поощряют раскрытие информации, связанной с ESG, и имеют рекомендации по раскрытию информации об ESG (см. Руководство Nasdaq по отчетности ESG 2.0 и Передовой опыт NYSE по отчетности в области устойчивого развития). Обе биржи также поддерживают ресурсы в сфере ESG на своих веб-сайтах для компаний, зарегистрированных на бирже (см. Nasdaq: Ресурсный центр ESG и NYSE: Ресурсный центр ESG).
Обратите внимание, что представленная здесь информация может меняться – рекомендуем использовать актуализированную информацию на сайтах бирж.
Обзор регулирования ESG в России
На данный момент российские компании не обязаны учитывать ESG-факторы и представлять ESG-отчетность. В Российской Федерации существуют отдельные законодательные требования в области экологии, охраны окружающей среды и промышленной безопасности, однако это не является полноценной ESG-политикой. Тем не менее, наблюдается определенная тенденция развития в данной сфере.
На сегодняшний день формируется нормативная база для предоставления льготного финансирования зеленых проектов, включая предоставление соответствующей отчетности инициаторами таких проектов. Например, 14 июля 2021 года Правительством РФ было утверждено Распоряжение № 1912‑р “Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации”, которое определяет основные направления устойчивого развития в России. Среди таких направлений – обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт и ряд других.
21 сентября 2021 года было принято Постановление Правительства РФ № 1587 “Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации”. В постановлении выделены два вида проектов: зеленые проекты, которые соответствуют более строгим критериям, и адаптационные проекты, которые также оказывают положительное влияние на экологию, но не полностью соответствуют критериям зеленых проектов.
Предполагается, что в процессе привлечения зеленого финансирования на разных этапах будет проводиться верификация финансовых инструментов или проектов. В рамках такой верификации у инициатора проекта или финансового инструмента могут запрашиваться документы, содержащие политику по реализации проектов устойчивого развития, что можно рассматривать как своеобразную форму ESG-отчетности. Документация может включать экологическую политику, материалы по контролю экологических и природно-климатических рисков, а также сведения об управлении рисками и внутренним контроле.
На текущий момент регулирование ESG-отчетности в России только начинается, и сама маркировка проекта как «зеленого» является добровольной, направленной на привлечение инвесторов через потенциальное получение более низкозатратного финансирования. Существующие государственные меры поддержки также могут стать доступными в рамках данного процесса.
В своих рекомендациях Банк России также подчеркивает важность учета ESG-факторов. Основной задачей Банка России в области устойчивого развития является создание условий для финансирования этой сферы, включая использование устойчивых финансовых инструментов, таких как зеленая ипотека, зеленые облигации и зеленые кредиты. Уже в июле 2020 года Банк России опубликовал рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования (информационное письмо Банка России от 15.07.2020 № ИН-06–28/111 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования»). В этих рекомендациях указывается на связь между ответственным инвестированием и факторами устойчивого развития при выборе и управлении инвестициями.
16 декабря 2021 года Банк России выпустил информационное письмо № ИН-06–28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития». В этом письме совету директоров рекомендуется определить важность ESG-факторов и вопросов устойчивого развития для компании, а также установить конкретные цели и задачи по учету ESG-факторов. Совету директоров также рекомендуется определить соответствующие цели и задачи, которые должны быть интегрированы в стратегию компании, с учетом Целей устойчивого развития ООН, Парижского соглашения по климату и национальных целей.
Кроме того, публичным акционерным обществам в соответствии с Кодексом корпоративного управления рекомендуется учитывать раскрытие отчетности об устойчивом развитии, экологической отчетности, отчетности о корпоративной социальной ответственности или другой отчетности, содержащей нефинансовую информацию, включая факторы, связанные с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением (информационное письмо Банка России от 27.12.2021 № ИН 06 28/102 «О раскрытии в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления»).
В январе 2023 года Банк России выпустил доклад «Модельная методология ESG-рейтингов», в котором предложил унифицировать определение ESG-рейтинга. В документе, названном докладом для общественных консультаций, представлена методологическая модель ESG-рейтингов, разработанная Банком России. Модель призвана обеспечить основу для оценки экологической, социальной и управленческой (ESG) деятельности компаний. Она подчеркивает важность факторов ESG в процессе принятия решений инвесторами и фокусируется на продвижении практики устойчивого развития в бизнес-секторе.
В методологии учитываются различные показатели и критерии, соответствующие передовой международной практике. Она оценивает компании на основе эффективности их ESG-политики в таких областях, как смягчение последствий изменения климата, эффективность использования ресурсов, благополучие сотрудников, права человека, многообразие, эффективность совета директоров, этика и прозрачность.
Модель включает комплексную систему оценки, позволяющую проводить систематический анализ рисков и возможностей ESG. Она учитывает специфические характеристики различных отраслей и секторов, что позволяет проводить более точную оценку компаний в их соответствующем контексте.
Кроме того, в документе подчеркивается важность качества и доступности данных для обеспечения получения точных рейтингов ESG. Он побуждает компании улучшать свои методы раскрытия информации, предоставляя прозрачную и надежную информацию о своей эффективности ESG.
Банк России подчеркивает роль финансовых учреждений, особенно управляющих активами, в использовании рейтингов ESG для принятия обоснованных инвестиционных решений. Он способствует интеграции факторов ESG в инвестиционные стратегии в качестве средства стимулирования позитивных изменений и содействия устойчивому экономическому росту.
В целом, модель методологии ESG-рейтингов, представленная в данном документе, направлена на повышение прозрачности, совершенствование стандартов отчетности ESG и продвижение практики ответственного инвестирования в финансовом секторе России.
Несмотря на то, что текущий технический документ закладывает основу для практики оценки ESG и отчетности, он не является обязательным к исполнению и может быть изменен по результатам общественных обсуждений.
Организации и инициативы в сфере устойчивого развития
Множество глобальных организаций и инициатив по устойчивому развитию способствуют растущему тренду на раскрытие компаниями информации об экологических, социальных и управленческих ESG-аспектах своей деятельности. Эти организации играют ключевую роль в развитии ответственных деловых практик и приверженности к прозрачности в отчетности ESG. Среди них выделяются такие ведущие организации, как Глобальная инициатива по отчетности (GRI), Комиссия по стандартам учета устойчивости (SASB) и Рабочая группа по финансовой отчетности, связанной с климатом (TCFD).
Как отмечено ранее, в настоящее время не существует унифицированной системы для раскрытия ESG-показателей. В отсутствие обязательного международного механизма для отчетности, компании и заинтересованные стороны полагаются на указанные неправительственные организации и инициативы для руководства по интеграции принципов ESG в свои деловые и инвестиционные стратегии. Многие из этих организаций разработали свои собственные механизмы ESG-отчетности. Например, GRI предоставляет всеобъемлющий фреймворк, охватывающий широкий спектр тем и показателей в области ESG, что позволяет компаниям отражать свое воздействие на окружающую среду, социальную сферу и управление. SASB сосредоточена на отраслевых стандартах, обеспечивая более индивидуализированную отчетность на основе существенных факторов ESG, специфичных для каждого сектора. TCFD помогает компаниям раскрывать информацию о климатических рисках и возможностях в своих финансовых документах.
Помимо предоставления механизмов для отчетности, эти неправительственные организации и инициативы в сфере устойчивого развития предоставляют ценные ресурсы, инструменты и руководство для помощи компаниям в их практике отчетности ESG. Они помогают бизнесу определить актуальные показатели ESG, обеспечить точность данных и повысить доверие и сопоставимость отчетности ESG в различных отраслях.
В настоящее время ведется работа по стандартизации и согласованию фреймворков отчетности ESG, но разнообразие организаций и инициатив в области устойчивого развития продолжает стимулировать прогресс в практиках раскрытия ESG. Поскольку компании все больше признают важность интеграции ESG в свою деятельность, эти организации являются ценными ресурсами, предоставляя руководство по согласованию стратегий бизнеса с целями устойчивого развития и способствуя созданию более прозрачной и ответственной корпоративной среды.
Необходимо отметить, что перечисленные организации не являются единственными на рынке, и компаниям следует обращаться к конкретным рекомендациям и фреймворкам, предлагаемым каждой из них, а также иными организациями для полноценной отчетности по ESG.
UN Global Compact: добровольная поддержка устойчивого развития
UN Global Compact – Глобальный договор Организации Объединенных Наций (ГД ООН) – является крупнейшей в мире глобальной инициативой в области устойчивого развития, призывающей компании добровольно приводить свои стратегии и операции в соответствие с десятью ESG-принципами, охватывающими такие области, как права человека, трудовые нормы, экологическая ответственность и борьба с коррупцией. Участвуя в ГД ООН, компании обязуются соблюдать эти принципы и вносить свой вклад в достижение более широких целей устойчивого развития. ГД ООН служит платформой для привлечения бизнеса к ответственной практике, которая нацелена на рост благосостояния общества и рациональное использование окружающей среды.
ГД ООН взаимодействует с другими организациями и инициативами для продвижения своих целей:
- Цели Устойчивого Развития ООН (ЦУР): ГД ООН выстраивает свою работу с учетом ЦУР, которые представляют собой всесторонний фреймворк для решения глобальных проблем к 2030 году. Принимая ЦУР, компании могут строить свои планы и стратегию в соответствии с конкретными целями и показателями, способствующими устойчивости в широком спектре экономических, социальных и экологических вопросов.
- Принципы ответственных инвестиций ООН (PRI): ГД ООН учитывает в своей деятельности инициативы PRI, направленные на поощрение инвесторов интегрировать ESG-факторы в процессы принятия своих решений. Поддерживая ответственные инвестиционные практики, участники PRI обязуются учитывать долгосрочные интересы клиентов, способствуя более устойчивой финансовой системе.
- Всемирная Федерация Бирж и Инициатива Устойчивых Бирж (SSE): ГД ООН сотрудничает с SSE для продвижения принципов устойчивого развития на фондовых биржах. Эта инициатива поощряет биржи внедрять требования ESG-отчетности, пропагандировать ответственные инвестиции и облегчать направление капитала в проекты, способствующие устойчивому развитию.
Такое сотрудничество предоставляет компаниям ценные возможности укрепить свою приверженность принципам устойчивого развития и извлечь выгоду из межотраслевого взаимодействия. Участвуя в ГД ООН и согласовывая свои стратегии с целями этой организации, компании могут улучшить свои ESG-показатели, внести вклад в достижение глобальных целей в области устойчивого развития и создать положительную репутацию среди заинтересованных сторон.
Совет по стандартам учета устойчивости (SASB): отраслевые руководства для раскрытия информации о ESG
Совет по стандартам учета устойчивости (SASB) является некоммерческой организацией, занимающейся разработкой стандартов учета в области устойчивости. Целью SASB является помощь публичным компаниям в предоставлении правильной и достоверной информации об экологических, социальных и управленческих ESG-аспектах, что позволяет инвесторам систематически оценивать ESG-показатели между компаниями в рамках одной отрасли.
SASB организует свою работу на основании пяти измерений, предоставляя всесторонний фреймворк для отчетности об ESG:
- Экология: этот аспект фокусируется на вопросах окружающей среды, таких как изменение климата, истощение ресурсов, загрязнение и сохранение биоразнообразия.
- Социальный капитал: социальный капитал включает в себя вопросы, связанные с правами человека, рабочими условиями, взаимоотношениями с сообществом, удовлетворенностью клиентов и безопасностью продуктов.
- Человеческий капитал: человеческий капитал охватывает такие области, как управление персоналом, вовлеченность сотрудников, разнообразие и инклюзивность, охрана здоровья и безопасность труда, привлечение и удержание талантов.
- Бизнес-модель и инновации: этот аспект рассматривает устойчивость в контексте бизнес-модели компании, включая управление цепочками поставок, инновации и дизайн продукции, а также влияние на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукта.
- Лидерство и управление: это измерение акцентирует внимание на эффективном корпоративном управлении, управлении рисками, компенсации руководства, составе совета директоров и этическом поведении.
Стандарты SASB предлагают отраслевую специфическую методологию для 77 различных отраслей, гарантируя, что компании могут представлять отчетность об ESG-показателях, наиболее важных для их отрасли. Несмотря на то, что соблюдение стандартов SASB является добровольным, они стали очень значимыми в сфере отчётности об устойчивости. Фреймворк SASB обеспечивает основу для согласованной и сопоставимой ESG-отчетности, поддерживая более унифицированные отраслевые практики отчетности.
Благодаря предоставлению отраслевой специфической методологии, SASB помогает компаниям лучше понять и оценить свои риски и возможности в области ESG, а инвесторам – более эффективно оценить ESG-показатели компаний по сравнению с аналогичными группами. Стандарты SASB стали одним из наиболее важных фреймворков для компаний, стремящихся улучшить свои возможности отчетности об ESG, содействовать прозрачности и отвечать на запросы инвесторов о надежной и информативной информации об ESG.
Следует отметить, что, хотя стандарты SASB предоставляют ценные отраслевые руководства, компании также могут обратиться к другим фреймворкам и инициативам для создания всестороннего и комплексного подхода к раскрытию и отчетности ESG.
Стандарты и фреймворки ESG
Сфера отчетности и раскрытия в рамках ESG поддерживается разнообразным спектром учреждений и механизмов отчетности. Эти организации играют решающую роль в поддержке компаний и инвесторов в их стремлении к более полноценной практике ESG- отчетности. Наряду с выше упомянутым SASB, существует ряд других организаций и фреймворков ESG-отчетности:
- Рекомендации Рабочей группы по финансовой отчетности, связанной с изменением климата (TCFD): TCFD предоставляет рекомендации для организаций по раскрытию финансовых рисков и возможностей, связанных с изменением климата. Её фреймворк направлен на улучшение практик отчетности, связанных с рисками изменения климата.
- Value Reporting Foundation: VRF была создана путем объединения Международного совета по интегрированной отчетности (IIRC) и фонда SASB. Её целью является развитие интегрированного подхода и отчетности, выстраивание взаимосвязи финансовой и нефинансовой информации для формирования всестороннего представления о процессе создания стоимости компании.
- Глобальная Инициатива по Отчетности (GRI): GRI широко признана в качестве пионера в области отчетности об устойчивости. Ее всесторонний фреймворк отчетности предоставляет разъяснения организациям при раскрытии экономических, экологических и социальных последствий деятельности. GRI фокусируется на критериях существенности и взаимодействии с заинтересованными сторонами, чтобы гарантировать, что отчетность каждой заинтересованной организации охватывает соответствующие ESG-темы.
- Проект по раскрытию данных о загрязнении атмосферы (CDP): Ранее известный как Carbon Disclosure Project (Проект по раскрытию углеродного следа), CDP предоставляет платформу для компаний для раскрытия информации о их экологическом воздействии и данных, связанных с изменением климата. Вопросники CDP затрагивают различные области, включая выбросы парниковых газов, потребление воды, вырубку лесов и устойчивость цепочек поставок.
- Комитет по стандартам отчетности о климатических изменениях (CDSB): CDSB разрабатывает стандарты отчетности для повышения прозрачности и систематизации отчетности о финансовых последствиях, связанных с изменением климата. Ее фреймворк позволяет компаниям раскрывать информацию о климатических аспектах в основных финансовых документах.
- Международная ассоциация по охране окружающей среды в нефтегазовой промышленности (IPIECA), Американский институт нефти (API) и Международная ассоциация переработчиков нефти и газа (IOGP): Эти организации предоставляют отраслевую методологию отчетности для нефтегазового сектора. Их фреймворки помогают компаниям раскрывать информацию об ESG, актуальную с учетом уникальных экологических и социальных вызовов в этой отрасли экономики.
- Всемирный экономический форум (ВЭФ): Всемирный экономический форум предлагает руководство и ресурсы для компаний, стремящихся интегрировать ESG в свою деятельность. Его фреймворки фокусируются на различных вопросах устойчивости, включая изменение климата, биоразнообразие, социальное воздействие и ответственные практики в цепочках поставок.
Эти организации и фреймворки ESG-нормативов являются полезными ресурсами, предлагающими лучшие практики для улучшения качества и последовательности практик ESG-отчетности. Используя эти фреймворки в сочетании с отраслевой спецификой, компании могут эффективно информировать о своих результатах в области ESG и способствовать более прозрачному и обоснованному принятию решений инвесторами и заинтересованными сторонами.
Международные рейтинги в сфере ESG
Рейтинги ESG, часто называемые также оценками ESG, являются мерой экологической, социальной и корпоративной ответственности компании. Сходные с рейтингами компаний или ценных бумаг, эти оценки отражают различные уровни индивидуальных ESG-показателей компаний:
- Лидер (AAA, AA): Компании с превосходными ESG-практиками и высокой степенью устойчивости.
- Средний (A, BBB, BB): Компании с умеренным уровнем выполнения ESG-требований, c относительно устойчивыми практиками долгосрочного развития.
- Отстающий (B, CCC): Компании с низким уровнем выполнения ESG-требований, указывающим на необходимость улучшения усилий в сфере долгосрочного устойчивого развития.
Инвесторы всё чаще учитывают ESG-рейтинги при принятии инвестиционных решений и голосовании на общих собраниях акционеров. Эти рейтинги предоставляются рейтинговыми агентствами и аналитиками, которые оценивают ESG-показатели компаний на основе различных факторов и критериев.
Один из известных рейтингов ESG — R‑Factor™ State Street Global Advisors, разработанный на основе стандартов SASB. Этот рейтинг предоставляет всестороннюю оценку соответствия компании отраслевым стандартам устойчивости.
Ведущие платформы данных и рейтингов по ESG включают:
- ISS ESG: предоставляет рейтинги для оценки ESG-показателей компаний инвесторами.
- Glass Lewis ESG Profile: предлагает всесторонний обзор ESG-практик компании и выявляет потенциальные риски.
- S&P Global: предоставляет ESG-рейтинги на основании индекса Dow Jones Sustainability и корпоративной оценке устойчивости.
- FTSE Russell: обеспечивает ESG-рейтинги для оценки устойчивости компаний инвесторами.
- MSCI: предлагает ESG-рейтинги, позволяющие инвесторам оценить подверженность компании связанным с ESG рискам.
- Bloomberg: предлагает инструменты и ресурсы для устойчивого финансирования, включая данные и исследования в сфере ESG.
- RepRisk: предоставляет данные и аналитику по ESG-рискам для поддержки принятия инвестиционных решений и управления рисками.
- Sustainalytics: предоставляет исследования и ESG-рейтинги для помощи инвесторам в оценке показателей ESG компаний и управлении рисками ESG.
Указанные выше рейтинговые организации играют важную роль в экосистеме ESG. Инвесторам следует рассмотривать несколько источников информации, делать собственный анализ для принятия обоснованных решений.
* * *
Этот материал предназначен только для ознакомления и не является юридической консультацией. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите узнать больше по теме этой статьи или практике нашей фирмы в области корпоративного права, обращайтесь к нам по адресу info@danilovpartners.ru.