Антимонопольная служба разработала новый механизм, который позволит суду запускать процесс продажи доли иностранного инвестора в российских стратегических компаниях на открытых аукционах, если сделка по приобретению контроля в таких компаниях была совершена без одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям, а применить последствия ее недействительности невозможно.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) предлагает внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью ужесточения контроля за соблюдением законодательства об осуществлении иностранных инвестиций. Соответствующий законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/04/08–18/00083472).
Поправки будут внесены, в частности, в Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон о стратегических инвестициях»), согласно которому сделки, влекущие за собой установление контроля иностранного инвестора над стратегическими обществами, подлежат обязательному предварительному согласованию Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Правительственная комиссия»).
В настоящее время за нарушение этих императивных требований Закона о стратегических инвестициях предусмотрена как административная, так и гражданско-правовая ответственность. Антимонопольная служба, помимо привлечения нарушителей к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, успешно оспаривает такие сделки в суде, требуя применить в качестве последствия их недействительности двустороннюю реституцию, а в случае, если ее применение невозможно, предъявляет иск о лишении иностранного инвестора права голоса на общем собрании акционеров (участников) стратегического общества.
Теперь ФАС России предлагает ввести дополнительный механизм при невозможности двусторонней реституции в виде продажи акций (долей) и (или) имущества стратегических обществ на открытом аукционе. Так, по иску уполномоченного органа, помимо решения о лишении иностранного инвестора права голоса на общем собрании, суд сможет одновременно принять решение о принудительной продаже акций (долей) и (или) имущества стратегического общества, принадлежащих такому иностранному инвестору на основании сделки, совершенной без подачи ходатайства о предварительном согласовании такой сделки Правительственной комиссией. Аукцион будет проводиться при условии, что иностранным инвестором или группой лиц в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о принудительной продаже права на указанные акции (доли) и (или) имущество не переданы иному лицу с соблюдением требований Закона о стратегических инвестициях.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, данные нововведения обусловлены недостаточной эффективностью действующего механизма контроля за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях, поскольку в случае лишения иностранного инвестора права голоса на общем собрании акционеров (участников) стратегического общества в судебном порядке оно остается в бесконтрольном состоянии, а иностранный инвестор не вправе продать свою долю участия в данном обществе ввиду ничтожности ранее совершенной сделки. «Мы руководствовались необходимостью создать новый механизм, аналогов которому в зарубежной практике не нашли, – комментирует нововведения заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. – При этом учитывались особенности действующего порядка проведения аукционов по приватизации. Однако его нужно качественно проработать для корректного использования по столь чувствительному вопросу, как реализация активов иностранных инвесторов с соблюдением всех гарантий, представляемых им законодательством».
Законопроект также предусматривает унификацию требований для иностранных инвесторов, приобретающих права в отношении российских юридических лиц любых организационно-правовых форм, осуществляющих
стратегические виды деятельности. В этой связи положения Закона о стратегических инвестициях будут применяться не только к хозяйственным обществам, как это предусмотрено нынешней редакцией пункта 2 части 1 статьи 3, но также и к юридическим лицам, не являющимся хозяйственными обществами, но осуществляющими какой-либо вид деятельности, указанный в статье 6 Закона о стратегических инвестициях, и (или) имеющим лицензии и (или) иные разрешительные документы на осуществление указанных видов деятельности.
Остальные изменения коснутся Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – «Закон о концессионных соглашениях») и Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – «Закон о лицензировании»).
Так, статья 5 Закона о концессионных соглашениях будет дополнена частью 1.7, согласно которой приобретение иностранными инвесторами прав по концессионному соглашению (в случае если такие иностранные инвесторы планируют быть концессионерами по концессионному соглашению, объектом которого является имущество хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение) будет возможно лишь после принятия Правительственной комиссией соответствующего решения.
Закон о лицензировании будет дополнен в части порядка представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии. Также появится новое основание для отказа в предоставлении лицензии – получение лицензирующим органом заключения федерального органа исполнительной власти о возникновении угрозы обороне страны или безопасности государства в результате получения лицензии иностранным инвестором.
Формирование окончательного варианта текста законопроекта будет завершено после его рассмотрения в Правительстве РФ. Мы будем отслеживать статус Законопроекта и продолжим информировать Вас о статусе его рассмотрения Федеральным собранием Российской Федерации.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к управляющему партнеру Андрею Данилову.
Настоящий обзор подготовлен в ознакомительных целях, не представляет собой исчерпывающего перечня и не должен заменять юридическую консультацию. При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.