10 августа 2020 г. Министерство финансов Российской Федерации объявило о проведении переговоров с Республикой Кипр и подписании протокола с целью внесения изменений в Российско-Кипрское соглашение об избежании двойного налогообложения («СИДН») в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Подписание и ратификация протокола запланировано на осень текущего года. Вступление в силу СИДН в новой редакции запланировано на 1 января 2021 г.
Протокол о внесении аналогичных изменений был согласован 13 августа 2020 г. с Мальтой. В дальнейшем изменения также запланированы в отношении Люксембурга, Швейцарии и Гонкога. Финансовый регулятор Нидерландов также уведомлен о желании Российской Федерации увеличить применимые ставки налога у источника в Российско-Нидерландском соглашении об избежании двойного налогообложения.
Предпринимаемые меры направлены на борьбу с оттоком капитала и являются вынужденным шагом с учетом санкционного давления на Российскую Федерацию и снижения общей инвестиционной привлекательности страны в этой связи.
Ряд контрмер, принятых регуляторами в Российской Федерации для снижения оттока капитала, в частности, путем создания специальных административных районов на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области не снижают значительные риски для российских и международных инвесторов. На подобные риски ссылаются крупнейшие государственные компании при размещении долговых бумаг за границей. Например, применительно к налоговым рискам ПАО «Газпром» включает развитие законодательства в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов в качестве фактора риска в свой недавний проспект эмиссии Еврооблигаций.
Проспект указывает на то, что «внедрение и дальнейшее развитие <…> правил (концепций) и некоторых других инициатив по борьбе с уклонением от уплаты налогов может наложить дополнительную административную и налоговую нагрузку <…>» с учетом уже существующих законодательных требований, а именно: законодательства о контролируемых иностранных компаниях (КИК), а также концепций: (i) признания иностранной компании налоговым резидентом России в случае, если управление такой компанией осуществляется из России, (ii) льготного налогообложения на основании международного договора только иностранных получателей, имеющих «фактическое право на доходы», (iii) недопущения получения компаниями «необоснованной налоговой выгоды» путем предоставления недостоверной отчетной документации.
Настоящий обзор носит исключительно информационный характер, не является исчерпывающим и не должен заменять юридическую консультацию.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к управляющему партнеру Андрею Данилову.