В Государственную Думу Российской Федерации (далее – «ГД РФ») 16 июля 2019 года был внесен Законопроект, посвященный защите прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств (далее – «Законопроект»).
Законопроект предусматривает внесение изменений в три федеральных закона: (1) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); (2) Гражданский процессуальный кодекс (далее – «ГПК РФ»); и (3) Федеральный закон от 04.06.2018 №127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее – «Закон о контрсанкциях»).
В первую очередь предлагается дополнить положения о подведомственности арбитражный судов, а именно ч. 6 ст. 27 АПК РФ дополнить нормой о передаче на рассмотрение Арбитражного суда Российской Федерации споров с участием физических и юридических лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (далее – «Санкции»), в случае отсутствия между сторонами соглашения об отнесении спора на рассмотрение судов иностранных государств, международной организации или третейских судов.
Кроме того, статья 38 АПК РФ (исключительная подсудность) будет дополнена пунктом 71, который устанавливает, что иск к физическому или юридическому лицу, в отношении которого введены санкции, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения в Российской Федерации физического или юридического лица либо по месту нахождения на территории Российской Федерации его имущества.
Исключительную подсудность также предлагается дополнить положениями, в соответствии с которыми иск о прекращении судебного разбирательства в суде иностранного государства к ответчику, который находится или проживает на территории иностранного государства и в отношении которого отсутствует информация о наличии у него имущества на территории Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения в Российской Федерации истца либо по месту нахождения на территории Российской Федерации его имущества.
Более того, Законопроект предусматривает возможность наложения судебного штрафа за неисполнение судебного акта арбитражного суда о прекращении судебного разбирательства в суде иностранного государства. Размер указанного штрафа равен сумме заявленных требований и фактически понесенных расходов ответчика по делу.
Соответствующие аналогичные изменения предполагается внести и в ГПК РФ и дополнить компетенцию судов общей юрисдикции спорами физических или юридических лиц, на которых наложены определенные меры воздействия в соответствии с Законом о контрсанкциях.
Далее, в сам Закон о контрсанкциях предлагается внести целую статью, посвящённую гарантиям обеспечения прав и законных интересов отдельных категорий граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, и соответственно дополнить в наименовании закона указание на такие гарантии.
Такие гарантии позволят гражданам РФ и российским юридическим лицам, подвергнутым мерам ограничительного воздействия, введенным в отношении таких лиц, вносить изменения в соглашения, предусматривающие отнесение споров между такими лицами к иностранной юрисдикции. В частности, в соглашения могут включаться следующие условия: (1) рассмотрение спора судом Российской Федерации в соответствии с его компетенцией и правом Российской Федерации; (2) передача спора на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории Российской Федерации.
Указанные нормы применяются в случае, когда санкции были наложены после заключения соответствующего соглашения об определении компетенции в отношении спора.
Кроме того, Законопроект предлагает отнести все споры, возникающие между такими лицами, к компетенции российских судов, даже в случае отсутствия между такими сторонами соглашения.
Более того, при начале судебного разбирательства против таких лиц, они вправе обратиться в суд РФ с иском о прекращении судебного разбирательства в таких судах иностранных государств, международных организациях или третейских судах. Однако прекращение стороной спора судебного разбирательства в суде иностранного государства, международной организации или третейском суде, находящихся за пределами территории РФ, не препятствует предъявлению соответствующего иска в суд РФ в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, предлагаемые изменения в АПК РФ, ГПК РФ и Закон о контрсанкциях позволяют перетянуть рассмотрение споров как между лицами, к которым применены ограничительные меры воздействия со стороны США и иных иностранных государств, так и между лицами, одно из которых является гражданином РФ или российским юридическим лицом, в отношении которых применены меры ограничительного характера со стороны РФ, на рассмотрение российских судов. Такой механизм позволяет разрешить правовую коллизию, возникающую в связи с определением компетенции суда по рассмотрению спора.
Настоящий обзор подготовлен в ознакомительных целях, не представляет собой исчерпывающего перечня и не должен заменять юридическую консультацию. При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к управляющему партнеру Андрею Данилову.