Риск новых санкций США в отношении нефтегазовых проектов

Обращаем Ваше внимание, что на сайте Конгресса США опубликован законопроект «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019 или сокращенно DASKA)), который был внесен в Сенат 13 февраля 2019 года — https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/482/text. Законопроект, среди прочего, предполагает санкции против лиц, которые оказывают поддержку проектам по разработке сырой нефти на территории Российской Федерации.

Согласно законопроекту Президент США обязан ввести санкции против лиц, которые продают, передают в аренду или поставляют в Российскую Федерацию товары, услуги, технологии или предоставляют финансирование или поддержку стоимостью более 1 млн долларов США или совокупной рыночной стоимостью более 5 млн долларов США за период 12 месяцев, если они могут использоваться или существенно способствовать (1) разработке сырой нефти в Российской Федерации, (2) добыче сырой нефти в Российской Федерации, включая поддержку строительства, модернизации и ремонта инфраструктуры, которые будут способствовать добыче сырой нефти на территории Российской Федерации.

Санкции будут применяться только к новым проектам, не действующим на момент принятия закона, однако под них могут попасть новые очереди текущих проектов. Законопроект не расшифровывает, что подразумевается под поддержкой проектов. Таким образом, новые санкции потенциально могут затрагивать любые формы сотрудничества. Дополнительные разъяснения в отношении исключений из правила о санкциях и списка конкретных запрещенных товаров, услуг, технологий, финансирования и поддержки должны быть опубликованы в течение 90 дней с момента принятия закона. Закон может быть принят в ближайшее время.

Действующие санкции США в отношении нефтегазовой отрасли

На настоящий момент действуют санкции Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) в отношении нефтяных проектов, которые распространяются на ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Сургутнефтегаз» и их дочерние компании (на основании Директивы 4 к Приказу 13662 с последними изменениями от 31 октября 2017 г.). Согласно Директиве 4 запрещены предоставление, экспорт и реэкспорт, прямо либо косвенно, товаров, услуг (кроме финансовых услуг) или технологии в поддержку разведки или добычи для глубоководных, арктических морских или сланцевых проектов в Российской Федерации или на шельфе Российской Федерации, участником которых является любая из компаний под санкциями, или для проектов, инициированных после 29 января 2018 г., которые потенциально могут использоваться для производства нефти в любой юрисдикции, и в которых участвует любая из компании под санкциями. Те же правила распространяются и на проекты, в которых задействовано имущество или доли в имуществе каждой из компаний под санкциями. В продолжение санкций OFAC, регулирование ограничения на экспорт и реэкспорт товаров также установлено Бюро промышленности и безопасности США (Bureau of Industry and Security или сокращенно BIS). Правила BIS должны рассматриваться в совокупности с санкциями OFAC.

Кроме Директивы 4, на основании действующей Директивы 2 к Приказу 13662 (с последними изменениями от 29 сентября 2017 г.) запрещены любые действия в отношении новых займов ПАО «Газпром нефть», ПАО «Новатэк», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» и ПАО «Транснефть» и их дочерних компаний, выданных на срок более 60 дней, а также займов, выданных после 16 июля 2014 г. и до 28 ноября 2017 г. на срок более 90 дней.

Потенциальные санкции США в отношении СПГ-проектов

Обращаем Ваше внимание на то, что законопроект DASKA предполагает также санкции в отношении инвестиций в проекты по строительству объектов для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) за пределами территории Российской Федерации. Согласно текущей редакции законопроекта под санкции попадут лица, инвестирующие в такие проекты более 1 млн долларов США или в совокупности более 5 млн долларов США за период 12 месяцев.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь к управляющему партнеру Андрею Данилову.

Настоящий обзор подготовлен в ознакомительных целях, не представляет собой исчерпывающего перечня и не должен заменять юридическую консультацию. При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.